Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема: «Безличные глаголы» (1-ый час)
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Учитель: Тарасова Оксана Анатольевна
Цели деятельности учителя: Создание условий для решения учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Задачи:
- образовательные: ознакомить учащихся с понятием безличного глагола, морфологическими, синтаксическими и лексическими особенностями безличного глагола, сформировать умение находить безличные глаголы;
- развивающие: развивать коммуникативную компетенцию, информационную компетенцию, рефлексивную компетенцию, творческие способности, личностно-смысловое отношение к учебному процессу, развитие речи; развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации, общеучебные навыки (работа с книгой, самоконтроль, самооценка учебной деятельности, умение применять и намечать задачи деятельности, планировать свою деятельность);
- воспитательные: воспитание эстетического восприятия – нравственной активности (любви к родному языку, краю), самостоятельности через организацию разных видов деятельности.
Планируемые результаты и уровень усвоения (в соответствии с ФГОС):
Предметные: Распознают безличные глаголы; приводят соответствующие примеры
Метапредметные:
Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.
Познавательные: смысловое чтение, осуществление операций анализа, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, осуществление самоконтроля, самооценки и коррекции.
Коммуникативные: формулирование и аргументация собственного мнения, создание высказывания на определенную тему, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Методы: частично-поисковый, творческий, ИКТ, проблемного обучения, метод исследования, обучения в сотрудничестве, репродуктивный;
Формы работы: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа;
Ресурсы: учебник, компьютер, проектор, дидактический материал.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
Ребята, проверьте готовность к уроку. Здравствуйте! Присаживайтесь.
Я очень рада нашей встрече. Сегодня нам предстоит вместе поработать. Если у Вас возникают вопросы, не стесняйтесь, спрашивайте, вместе будем искать ответы. Итак, начнем наш урок.
II. Введение в тему.
Ой ребята, я совсем забыла, мы же с вами ещё не познакомились. Для начала мне хотелось бы немного узнать Вас.
- Ребята, поднимите руку те, кто любит путешествовать? (любознательные)
- Кто любит стихи? (молодцы)
- Кто любит сказки? (верите в волшебство)
- Кто любит танцевать? (движение-это жизнь)
- А кто любит учиться? (учиться-всегда пригодиться)
Спасибо большое за ваши ответы. Ребята, вы все такие разные, и интересы у вас различаются. И я вот что подумала, чтобы всем было интересно, не отправиться ли нам в путешествие, да не в простое путешествие, а в путешествие по стране «Глаголия», на этом забавном автобусе, который доставил меня к вам. Вы не против?
-Ребята, как вы думаете, зачем люди путешествуют?
- Вот и сегодня вас ожидают новые открытия и новые знакомства на различных станциях, на которых мы будем делать остановки. А чтобы не сбиться с пути, вы получили маршрутные листы, в которых мы будем делать записи. Возьмите их, подпишите.
- Вы готовы к отправлению? Усаживайтесь удобней . Первый пункт нашего назначения станция «Сказочная», на которой вас ждет первое знакомство, знакомство со мной.
СКАЗКА
III. Изучение нового материала.
1. Станция «Сказочная». (тема, задачи урока)
- Вот мы и познакомились. А сейчас вас ждет первое открытие?
Найдите эту станцию в маршрутных листах. Давайте прочитаем задание. Предлагаю поработать в парах. Приступайте.
Давайте выполним 1-е задание к данным текстам.
Сначала поработаем с 1-ым, а затем со 2-м.
Сейчас выполним 2-е задание.
Назовите глаголы из 1-го текста. Кто выполняет эти действия?
Назовите глаголы из 2-го текста. Как выполняются эти действия?
Как можно назвать глаголы, действие которых совершается без действующего лица????
Как будет звучать тема урока: Безличные глаголы (запишите тему в рабочие листы)
- Обратите внимание, в слове «безличные» приставка «без», какое значение имеет эта приставка.
- Так чего же нет у безличного глагола?
Предположите, что сможем узнать на уроке о безличных глаголах и чему научиться? (какие глаголы относятся к безличным)
Уточним задачи:
Знать: значения безличных глаголов; формы безличных глаголов; синтаксическую роль
Уметь: отличать безличные глаголы; находить их в тексте;
2. Станция «Безличная». (значения б/л глаголов)
Первые открытия мы совершили. Вы готовы двигаться дальше? Следующая остановка-станция «Безличная».
Давайте найдем эту станцию в маршрутных листах и прочитаем задание.
- Рассмотрите таблицу, что нам нужно узнать на этой станции? (значения б/л глаголов)
- Рассмотрите названия колонок. Что обозначают б/л глаголы? (состояния)
- А вот какие состояния? Это вы узнаете, посмотрев видеофрагмент.
ВИДЕО
- Что обозначают безличные глаголы? Проверьте заполнение таблицы.
- Чтобы научиться различать значения б/л глаголов, выполним упр.305 учебника «Практика» задание 1, стр.114.
- Проверьте.
- Ребята, как бы мы не были увлечены путешествием, к сожалению, мы не можем забывать о том, что у нас урок. Сейчас нам предстоит оценить свои достижения на этой станции.
ОЦЕНИТЕ
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
- Молодцы! Мы славно потрудились! Не пора ли нам отдохнуть? Сейчас я приглашаю вас на экскурсию по стации «Развлекательная», на которой мы зажжем звездочки и немного потанцуем.
- Молодцы! Вы самые яркие звездочки!
3. Станция «Следопыты». (формы и синтаксическая роль)
-Внимание наш автобус отправляется. Следующая остановка – станция «Следопыты».
- Дети, а кто такой следопыт?
- А что же нам нужно будет найти на этой станции? (б/л глаголы)
- Найдите станцию «Следопыты», давайте прочитаем задание.
- Предлагаю вам поработать в парах. Приступайте к поискам.
- Проверьте правильность выполнения задания.
- Оцените.
Посмотрите внимательно на морфологические признаки безличных глаголов. Сделайте вывод, глаголы в какой форме относятся к безличным.
2. Выделим грамматическую основу предложений.
-Что можно сказать о грамматической основе предложений с безличными глаголами? Может ли при безличном глаголе быть подлежащее? Почему?
-Предположите, как будут называться предложения с безличным глаголом в роли сказуемого?( безличными).
Какие признаки безличных глаголов мы узнали. Как мы будем узнавать их.
IV. Микроитог
4. Станция «Теоретическая» ( рефлексия)
Ребята, посмотрите, как быстро пополняется багаж наших знаний. Сколько новых открытий мы сделали. И сейчас, я думаю, можно поделиться своими открытиями. Поэтому мы отправляемся на станцию «Теоретическая».
- Как вы думаете, что нам поможет на этой станции справиться с заданием? Ответ лежит у вас на столах. (учебник «Теория»)
- Откройте учебник «Теория» §95, стр.127.
- Используя просмотровое чтение и записи в маршрутных листах, ответьте устно на вопросы этой станции.
1. Почему безличные глаголы так называются?
2. Глаголы, в какой форме относятся к безличным?
3. Что обозначают безличные глаголы?
4. В чем особенность грамматической основы предложения с безличным глаголом?
5. Как называются предложения с безличным глаголом в роли сказуемого?
Игра «Кто быстрей».
Вы заметили, что мы охватили не весь материал о безличных глаголах, на следующем уроке вы продолжите изучать эту тему.
- Дети, как вы думаете, пригодятся ли вам знания о безличных глаголах и где? (морфологический разбор, выделение грамматической основы, синтаксический разбор).
- Эти знания вам пригодятся при изучении темы «Слова категории состояния».
V. Первичная проверка знаний.
5. Станция «Знатоки» (закрепление)
- Молодцы, ребята! С какой легкостью вы преодолеваете испытания нашего путешествия! И сейчас наш путь лежит на последнюю станцию «Знатоки», на которой вам предстоит применить знания, полученные во время путешествия.
- Посмотрите задание станции «Знатоки». Есть вопросы? Приступайте к выполнению.
Проверьте, оцените.
VI. Рефлексия. Итог урока.
Вот и все! Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что оно надолго вам запомнится.
- Поделитесь своими впечатлениями, выбрав одно из высказываний.
VII. Выставление оценок.
Ребята вы все молодцы. Мне было приятно с вами работать, и если бы я могла записать в журнале слова моей благодарности, я бы это сделала. Но, увы, нам надо оценить нашу работу за весь урок.
- Сложите ваши оценки за четыре задания, разделите сумму на 4, и по правилу математического округления выставьте себе оценку.
- У кого «5» и «4» - так держать.
- У кого не получилось сегодня сработать на «4 и 5» не расстраивайтесь, этот урок у вас не последний по этой теме, думаю, вы все наверстаете.
VIII. Д/з. Теория §95, упр. по выбору 304 или 310. |