Урок литературы в 11 классе на тему
"Подготовка к написанию итогового сочинения"
Тематическое направление "Добро и зло"
учитель русского языка и литературы: Тарасова О.А.
В основу данного урока положен системно-деятельностный подход, который предполагает системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Цель урока – подготовить учащихся к написанию обучающего сочинения по литературе (в формате итогового сочинения) в рамках тематического направления «Добро и зло».
Задачи урока
Образовательные
- формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.
Развивающие
- систематизировать знания учащихся о типе речи «рассуждение»;
- развивать умение с ассоциативными рядами, ключевыми словами;
- развивать умение делать сопоставительный анализ, сравнительные характеристики, выделять в тексте главное, корректировать полученные образцы;
- актуализировать умение создавать собственное коммуникативное целое на основе имеющегося плана действий.
Воспитательные
- снизить уровень психологической тревожности перед экзаменом;
- развитие внимательности и собранности;
- воспитание патриотизма.
Тип урока - урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Мотивация.-4 мин
– Я рада всех приветствовать в этом кабинете. Итак, мы начинаем. А начать я хочу с притчи, которая называется «Первая стрела».
- Ребята, послушайте ее внимательно и ответьте на вопрос: «Какой урок мы можем извлечь из этой притчи?»
Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону. «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» – удивился Ученик. «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка». Во всем стараться добиваться результата с первого раза, чтобы потом не переделывать.
- Как эту притчу можно связать с предстоящим итоговым сочинением?
Нужно выполнять все задания добросовестно, чтобы все получилось на сочинении.
Сегодня мы продолжим подготовку к написанию итогового сочинения. Поработаем с основной идеей сочинения, уделим внимание написанию вступления и подбору аргументов.
III. Работа с понятиями «Добро и зло»-3
- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и выполнить 1 задание в рабочих листах №1.
Задание 1. «Наведи порядок». В данных ниже словах подчеркните однокоренные слова.
- Назовите однокоренные слова. (добро, добродушный, доброжелатель, доброволец, добросовестный, добряк, добротный)
- Назовите оставшиеся слова. (сострадание, милосердие, человечность, отзывчивость, участливость).
- Чем они являются друг для друга по лексическому значению? (Синонимами)
- Каким словом можно объединить эти синонимы? (Добро)
- Что такое «добро»? (Все положительное, хорошее, нравственное)
- Назовите антоним к слову «добро».
- Что такое «зло»? (все плохое, дурное, безнравственное).
- Что мы вкладываем в понятие «зло» - составьте ассоциативный ряд.
(равнодушие, ненависть, зависть, мстительность, корысть, жестокость, гнев, алчность, жадность, ложь, нетерпимость, раздражительность, коварство, лень, гордыня, трусость, злопамятство, злословие, хамство. хвастливость, эгоизм, тщеславие).
- Мы не случайно обратились к понятиям «Добро и зло». На уроке мы будем работать в рамках этого тематического направления.
IV. Работа над композицией сочинения. (тема, вступление, заключение)
Тема
- А с чего начинается написание сочинения? (с выбора темы)
- Какие способы формулирования темы вы знаете? (суждение, понятие, вопрос, осмысление цитаты).
- Установите соответствие: тема – способ формулирования. (Слайд)
- Зачем нам надо знать способ формулирования темы? (чтобы сформулировать основную идею сочинения).
- Расскажите, как надо действовать при формулировании основной идеи сочинения? (переделать тему в вопросительную, ответ на вопрос и будет основной идеей сочинения или тезисом сочинения).
-Написание какой части сочинения мы сейчас с вами частично рассмотрели? (вступление).
Вступление
- Из чего состоит вступление? (определение понятия, размышление по теме сочинения, главный тезис, переход)
- Сейчас я предлагаю вам поработать с готовыми вступлениями и выполнить задание 2.
Задание 2: Сформулируй тему. Прочитайте вступления, сформулируйте тему, соответствующую данной теме. Свой ответ аргументируйте.
- Как вы сформулировали тему к 1-му вступлению? (Кого можно назвать добрым человеком; какого человека можно назвать добрым; какими качествами обладает добрый человек)
- Как звучит вторая тема? (Доброта – это проявление силы или слабости)
- Проанализируйте данные вступления с точки зрения наполняемости.
Самостоятельное написание вступления
- Пришло время самостоятельной работы над вступлением (рабочие листы №2).
- Вернемся к темам, с которыми мы уже работали. Прочитайте их внимательно, выберите одну для дальнейшей работы на уроке, запишите ее в рабочий лист №2
КАКИЕ ТЕМЫ ВЫБРАЛИ
- Используя алгоритм написания вступления, напишите свое вступление.
- Давайте послушаем ваши вступления.
Помните, что вступление – это важная часть композиции сочинения, а это значит, что каждое ваше сочинение должно начинаться именно с него!
Физминутка
Сейчас я предлагаю вам немного отвлечься и отдохнуть. Мы много говорим и пишем о добре и зле. А теперь подойдите к доске и нарисуйте добро и зло на воздушных шарах: белые - добро, голубые - зло.
Основная часть
- Теперь поработаем над основной частью.
- Вспомним композицию основной части сочинения – рассуждения. (тезис, аргумент, лит.пример, микровывод)
- Что можно использовать в качестве литературных примеров?
- Выполним задание 3.
Задание 3.Прочитайте тексты-аргументы узнайте автора, название произведения и имя главного героя.
- Я предлагаю вам в качестве литературного примера использовать произведение донского писателя Виталия Закруткина «Матерь Человеческая». Посмотрите отрывок фильма снятого по этому произведению и скажите, какой эпизод был мною использован.
Просмотр фильма.
- Какой еще эпизод из этого произведения можно использовать в качестве примера?
- Мы с вами вспомнили 3 произведения. Какое из них подходит в качестве аргумента к вашей теме? Каким образом?
- Какие еще произведения могут служить аргументами к вашим темам?
- Выполним задание 4.
Задание 4.Прочитайте отрывки из ученических сочинений. Можно ли их считать аргументами.
Самостоятельное написание части аргумента.
- Попробуйте создать отрывок основной части сочинения из 3-5 предложений, взяв в качестве литературного аргумента одно из произведений, представленных на экране.
- Послушаем, что у вас получилось.
- Мы поработали с вами с аргументом. Каждый аргумент строится по схеме: тезис – аргумент – пример – микровывод.
Заключение
- Следующая композиционная часть сочинения – это заключение.
- С чем должно перекликаться заключение?
- Хочу напомнить, что выводы могут быть сформулированы в виде обобщения сказанного, риторического вопроса, призыва к читателю, выражения надежды, цитаты.
- Объем заключения не более 2-3 предложений.
РЕФЛЕКСИЯ. Подведение итогов.
- Последнее напутствие, которое я могу вам дать перед написанием сочинения: перед вами ещё не сочинение, это рабочие материалы. Все части сочинения должны быть логически связаны между собой. Продумайте логические переходы от основной части к аргументам и от аргументов к выводу. Я думаю, что у вас все получится. А еще мне хочется надеяться, что занятия по направлению «Добро и зло» помогут вам не только при написании сочинения, но и в жизни: быть добрым или злым - зависит только от вас.
Домашнее задание
-Домашним заданием для вас будет написание сочинения по вашей теме.
-Сегодня на уроке мы с вами учились писать сочинение в рамках тематического направления «Добро и зло».
- Были ли затруднения?
Сегодня на уроке вы все очень хорошо работали.
- Урок окончен. Всем спасибо. |